?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Воспоминания Печенюка об эвакуации Вяземлага
libelli_nestor
ПЕЧЕНЮК ТИМОФЕЙ АНДРЕЕВИЧ

[Воспоминания]. 1991 г., ст. Сухобезводное. Рукопись, ксерокопия, 102 стр.

Воспоминания арестованного в 1937 г. украинского колхозника о десятилетнем
заключении и жизни после освобождения. Долгий этап в Бурятию, строительство
лагеря, работа плотником в Гусиноозерском лаготделении. Вяземлаг, строительство
автодороги, начало войны, этап под бомбами. Унжлаг
, лагерный быт, режим,
расстрелы и убийства. Виды работ. Освобождение в 1947 г., работа при лагере
вольнонаемным технологом, жизнь в поселке на месте «своего» лагпункта.

http://www.memo.ru/history/memories/Chapter2.htm

Представляю страницы рукописи воспоминаний об эвакуации



лист 45

Лист 47

Лист 48

Лист 49

Лист 50

Лист 51



Тут все достаточно ясно, комментировать особо нечего. Но некоторые выводы стоит сделать.
1. Печенюка в составе бригады заключенных квалифицированных строителей везли в Борисов ажно из самой далекой Бурятии через Москву, где в течение двух суток определялись, куда ее отправить лучше, в Котлас или на объекты Вяземлага. Выбрали последнее. Происходило это в то самое время, когда пленных поляков свозили под Смоленск. Конечно, вряд ли среди пленных могла подобраться такая же бригада специалистов, постольку их, скорее всего, трудоиспользовали как-то по-другому.
2. Из описания мемуариста следует, что лагерь, куда его привезли, а именно, в северо-западном предместье города, скорее всего позднее использовался гитлеровцами для размещения советских военнопленных, был тем самым.
3. Заключенных лагпункта, где находился Печенюк, эвакуировали в Смоленскую область чуть ли не в самый первый день войны четко организованно, без драматических эксцессов. Ни о каких расстрелах осужденных по 58-й (а именно по этой статье он был осужден) в тексте воспоминаний ни намека.
4. Земляночный лагерь в Смоленской области, судя по упоминанию о находившемся рядом с ним топливохранилище, явно располагался около железной дороги, аэродрома, либо иного объекта, требовавшего размещения больших запасов топлива недалеко от себя.
5. Из этого лагеря Печенюк убыл в Вязьму явно ранее 16 июля, так как вечером 15 июля в город вошли гитлеровцы и железнодорожное сообщение от Смоленска в восточном направлении прекратилось (самый последний эшелон из города убыл 15 июля в 20 часов).


по п4. лагерь возле магистрали, до станции Ярцево был пеший (видимо недолгий) переход.

Аэродром в Ярцево был в 1941 году:
На боевые задания часто вылетали под Ярцево, где наши войска вели тяжёлые оборонительные бои, сдерживая натиск превосходивших сил противника. Советские воины проявляли невиданное мужество и героизм. Здесь, на древней смоленской земле, фашисты по-настоящему почувствовали боеспособность Советской Армии и крепость духа её личного состава. airaces.narod.ru/all2/laveykin.htm

>по п4. лагерь возле магистрали, до станции Ярцево был пеший (видимо недолгий) переход.

Да, по всей видимости, пеший, так как документировано командирование из Смоленска в Катынь 10 июля 33-х конвоиров. Факт пешего этапирования подтверждается также свидетельством бывшего начсвязи 252 полка конвойных войск НКВД А. А. Лукина. В приведенных воспоминаниях говорится буквально: "погнали в Ярцево". Следовательно, так оно и было. Но дорога была не близкой, лишь напрямую по карте более 70 км, а по шоссе на километров 10-20 больше.

Почему я пишу Катынь? Потому что в то время вблизи Смоленска была лишь одна нефтебаза, на станции Гнездово, и больше нигде. Так что Печенюк сотоварищи останавливались именно там (от Катыни до Гнездово 6 км).

>Аэродром в Ярцево был в 1941 году

Это интересно само по себе, но к обсуждаемой теме отношения не имеет. Мемуарист пишет, что в Ярцеве останавливались на пару дней в каких-то конюшнях, далее до Вязьмы следовали по железной дороге. Больше ничего.

Edited at 2012-06-21 08:18 (UTC)

А сканировали вы самостоятельно или эти воспоминания где в электронном виде лежат? На сайте я их не нашел ...

>А сканировали вы самостоятельно или эти воспоминания где в электронном виде лежат? На сайте я их не нашел ...

На сайте у них еще очень много чего нет. Дали ксерокс, оцифровать было несложно. Всего 6 листов навсего.

Вячеслав, ну ей-богу, какая же у вас в мыслях лёгкость необыкновенная :-)

1. <Рассказываете о деревне Тишино>
Особенно обращаю внимание на упоминание о землянках (лагере за железной дорогой от деревни). Печенюка расположили в землянках потому, что целых бараков не было, они сгорели.

2. Почему я пишу Катынь? Потому что в то время вблизи Смоленска была лишь одна нефтебаза, на станции Гнездово, и больше нигде. Так что Печенюк сотоварищи останавливались именно там (от Катыни до Гнездово 6 км).

Вас не смущает тот факт, что от Тишино до станции Гнёздово 12 км?
Каким чудесным образом Печенюк мог сидеть в двух лагерях одновременно?

По вопросу нефтебазы в Гнёздово - ну должен же быть хоть какой-то самоконтроль?
Во-первых, само логическое заключение "я знаю в Смоленской области нефтебазу - все упоминания в документах о нефтебазах я буду привязывать к этому месту" не кажется мне безупречным.

Во-вторых, различного рода справочники умалчивают о нахождении в Гнёздово какой-либо нефтебазы: www . admin.smolensk .ru/history/raion/book/-G-.htm
"ОАО “Гнездово” (см.), деревообрабатывающий комбинат, хлебоприемное предприятие, лесхоз “Смоленский”, строительное управление, кооператив “Сельское машиностроение”, Высшая школа МВД, средняя школа, детская библиотека, кинотеатр, фотография, магазин".
Кинотеатр и магазин есть, нефтебазы - нет.

ОАО “Гнездово” - это завод стройматериалов, он использует мазут в качестве топлива, но был построен только в 1947 году.

В-третьих, публикуя объявление о продаже нефтебазы, вы не заметили небольшую подробность, а именно "Ввод в эксплуатацию август 2010 года". Понимаете, к чему я клоню?

Воспоминания Печенюка я читал, вы могли видеть мою фамилию на вкладыше :-)
Только вот зав. архивом Алёна Геннадиевна заставила меня подписать такое соглашение об использовании этих материалов (разве что душу в залог не надо было отдать), что я на них сильно обиделся. Вроде правозащитная организация, а заставляют подписывать такие драконовские соглашения.

Позже напишу, к каким выводам пришёл я, проанализировав эти воспоминания.

Пишу во второй раз, первое письмо из-за ссылки на Энциклопедию Смоленской области было помечено как спам :-(

Edited at 2012-06-29 05:53 (UTC)

>Вячеслав, ну ей-богу, какая же у вас в мыслях лёгкость необыкновенная :-)

Дык. :-)

>Вас не смущает тот факт, что от Тишино до станции Гнёздово 12 км?
>Каким чудесным образом Печенюк мог сидеть в двух лагерях одновременно?

1. Согласен, что в действительности мемуарист вполне мог иметь в виду лагпункт, находящийся в совершенно другом месте Смоленской обл., в т. ч. на расстоянии многих десятков км от Смоленска. Точнее позволяют гипотетировать ориентиры, присутствующие в воспоминаниях. Их немного, но они есть: 1) землянки; 2) овощехранилище при них; 3) отсутствие заключенных в лагере; 4) очень сильный пожар в непосредственной видимости, по утверждению или предположению Печенюка, - топливохранилища.
Не возражаете против такого списка?
Если согласны, приступим к идентификации места по первому проходу. Воспользуемся притом условными фактологическими допущениями. Именно, я предположил, что нефтебаза (если горела действительно она, а не иное сооружение, потенциально способное быть источником сильного пожара) должна была находиться в достаточной близости от объекта, потребляющего много топлива, например, от аэродрома.
Аэродромы в Смоленской области располагались не только на северной окраине города. В частности, из крупнейших можно назвать Энгельгардскую авиабазу вблизи Починка, а также аэродром Каменка (Каменский) в северо-восточном предместье (район Колодни). Также, разумеется, Вяземский аэродром и другие, находящиеся далеко от Смоленска, но вероятнее всего Северный или Каменский.
2. Известно, что в период с самого конца июня вплоть до входа в город оккупантов в Смоленске постоянно шли пожары из-за сброса с воздуха зажигательных бомб и действий диверсантов. Город был почти целиком деревянным, почти целиком выгорел. Но если Печенюк имел в виду особенно сильный пожар именно в Смоленске либо в его пригородах, то остается один аэродром из двух: Северный, находящийся в Красном бору, либо Каменский. Тщательно просматривая воспоминания и донесения самого конца июня и первой половины июля на предмет нахождения особенно сильного пожара, нашел лишь свидетельство о пожаре складов в Красном бору. О том, что сильным пожар был главным образом из-за того, что горела нефтебаза, мемуаристы не были обязаны знать и свидетельствовать.
Что же касается нефтебазы в Гнездово, то там тогда она тоже могла быть, но я соглашусь с Вами в том, что для соответствующего категорического утверждения необходимы достаточно убедительные доказательства.


Edited at 2012-06-29 20:37 (UTC)

На мой взгляд, фраза "Мы уже оказались на земле Смоленской области" говорит о том, что этот лагерь располагался недалеко от границы Смоленской области и Белоруссии.

Логично предположить, что в противном случае была бы построена в ином ключе, например так: "Мы находились уже недалеко (вблизи) от Смоленска".

Имеем 4 географических ориентира - граница с Белоруссией, трасса, сам лагерь, на расстоянии не более 1 км от него ("несколько бомб попали в нашу зону", "нашу зону застилает дымом") - нефтебаза ("какая-то нефтебаза, видно было, что там много ёмкостей для горючего").

И 2 исторических ориентира - бомбежка нефтебазы и повреждённый или сбитый немецкий самолёт. Ориентиры очень расплывчатые.

Из-за того, что автор ни разу не упоминает Смоленск, весьма убедительно можно предположить, что в Ярцево они попали без этапирования непосредственно по территории Смоленска или его пригородов.

Относительно аэродрома - фантазийная версия. Автор ни разу не упоминает какую-либо активность советской авиации, а автомобильная трасса сама по себе является как объектом, потребляющим большое количество топлива, так и объектом, облегчающим доставку топлива любым иным потребителям.

Кроме того, реплика "нашу зону застилает дымом" говорит о том, что горели либо тяжёлые сорта топлива, либо просто сырая нефть.

>фраза "Мы уже оказались на земле Смоленской области" говорит о том, что этот лагерь располагался недалеко от границы Смоленской области и Белоруссии.

>Логично предположить, что в противном случае была бы построена в ином ключе, например так: "Мы находились уже недалеко (вблизи) от Смоленска".

>Имеем 4 географических ориентира - граница с Белоруссией, трасса

Ваш вывод о том, что недалеко от границы с Белоруссией, по-моему, малообоснован. Ведь между республиками никакой госграницы со шлагбаумами, вышками и прочими явно видимыми причиндалами не было. Тут правомернее заключать, что в Смоленской области западнее Смоленска, возможно, в Красном. Но также не исключены в т. ч. и Купринский, и Катынский лагеря, а также Каменский при аэродроме. И даже лагерь в Шаталове при Энгельгардской авиабазе, находящийся к югу от Смоленска. Со всей уверенностью можно только сказать, что значительно западней Ярцева.
Обращаю также Ваше внимание на то, что расстояние от Борисова до Смоленска всего 200 км, а, по словам Печенюка, они ехали на грузовиках день и ночь, т. е. в течение примерно суток. Красное именно находится примерно посередине пути совсем близко от границы с Белоруссией. Если Куприно либо Катынь, то машины двигались со скоростью порядка 10 км в час, если Красное, то скорость была, соответственно, порядка менее 5 км в час.
Можно предположить также нефтебазу Раздорово на юг от Смоленска.

>Из-за того, что автор ни разу не упоминает Смоленск, весьма убедительно можно предположить, что в Ярцево они попали без этапирования непосредственно по территории Смоленска или его пригородов.

Да какие проблемы? Глаза заключенного видят значительно меньше глаз вольного человека. И уши слышат гораздо меньше. По этапу Смоленск спокойно можно было миновать без захода в город, не получив даже понятия о том, что он был обойден всего в буквально двух шагах. Такой путь есть.

>автомобильная трасса сама по себе является как объектом, потребляющим большое количество топлива, так и объектом, облегчающим доставку топлива любым иным потребителям.

>Кроме того, реплика "нашу зону застилает дымом" говорит о том, что горели либо тяжёлые сорта топлива, либо просто сырая нефть.

На складах в Красном бору вполне могло храниться тяжелое топливо, причем в огромных количествах. Красное тут менее вероятно, так как, насколько мне удалось выяснить, там ничего такого быть не должно было. Там стоял кавполк, до Днепра оттуда шла узкоколейка, на берегу реки зэки добывали известняк, там же, по всей видимости, занимались его обжигом, в Красное он должен был доставляться по узкоколейке уже обожженным. Но Красное числилось еще АБРом, где производился асфальт. А значит, нефть там должна была иметься.
Согласно показаниям комиссии Бурденко бывшего ио начальника станции Смоленск Иванова заключенных лагеря Красное должны были эвакуировать, но не смогли, со станции Гусино. Значит, из Красного в Гусино они должны были убыть до прихода туда группы заключенных, в составе которой был Печенюк. Что он мог и засвидетельствовать, говоря о покинутом земляночном лагере.

Edited at 2012-06-30 03:01 (UTC)

Смоленское стрелково-пулемётное училище формировалось в 1939 г. на базе танковой бригады, которая убыла на западную границу СССР. Военный городок бригады находился в Заднепровье, на Шкляной Горе, что на западной окраине г. Смоленска (в настоящее время здесь располагается Военная академия войсковой ПВО ВС РФ). Весной 1941 оно стало военно-пехотным.
Ветеран войны, выпускник училища, полковник в отставке И.И. Кривой вспоминает, что он прибыл в г. Смоленск в середине ноября 1939 года. Через два-три дня всех призывников, перевели на Шкляную Гору в опустевший военный городок танковой бригады. «В военном городке был страшный беспорядок, и даже кормили нас в гараже. Мы все стали проситься, чтобы нас отправили в воинские части. Командование училища, чтобы погасить это недовольство, отправило всех прибывших призывников в отпуск, не выдавая обмундирования, а только проездные документы туда и обратно и продукты.
Когда мы возвратились из отпуска, то в городке был наведён уже идеальный порядок. Нас распределили по подразделениям, выдали форму одежды, в том числе ботинки с обмотками, определили жилые помещения. И 12 декабря 1939 года начались плановые занятия».
Дорога из лагеря на Витебское шоссе пересекала железную дорогу Смоленск-Минск, и на переезде с одной стороны находился ж.д. пост, а с другой - контрольно-пропускной пункт (КПП) училища, с которого хорошо просматривалось Витебское шоссе и железная дорога. На этом КПП постоянно дежурили курсанты училища. Южнее КПП на реке Днепр находилась купальня училища, там тоже дежурили курсанты. Южнее Витебского шоссе напротив училища располагался военный городок 64-й стрелковой дивизии.
Из лагеря один раз в неделю курсантов после обеда строем водили в баню в г. Смоленск. На летний период обучения Смоленское стрелково-пулемётное училище выводилось в военный лагерь им. Ворошилова, находившийся между г. Смоленском и Гнездово, севернее железной дороги Смоленск-Минск.
_Западнее лагеря был лес, называвшийся Красный Бор, в котором в то время располагались военные склады, и в первые дни войны немецкая авиация усиленно их бомбила, а на расположение училища не упала ни одна бомба_.

http://smolbattle.ru/index.php?showtopic=3048

Инфа, бтв, с сайта катынского мемориала:
"Условия содержания заключенных в Вяземлаге мало чем отличались от условий содержания в других строительных лагерях. Этапы заключенных привозились и _выгружались «в поле_». Значительная их часть прибывала без положенного вещевого довольствия. В материалах заседаний парткомов отделений неоднократно критиковалась «вшивость в лагерях - бараках», «неналаженность бытовых условий в лагере, перебои в питании, недостаток вещдовольствия, постельных принадлежностей, посуды (по пять человек на одну ложку и миску) и т.п.»[32]. _Большинство лагерных построек, построенных в 1936 г., были временного, летнего типа_. Уже к зиме они требовали значительных капвложений на ремонт и утепление.
...
Само УС и Вяземлаг вербовали в районах рабочую силу (землекопов, чернорабочих, мостовиков, кольщиков, каменщиков, плотников, бетонщиков, арматурщиков). Постановлением обкома ВКП(б) Западной области УС и Вяземлагу было разрешено завербовать на 1936 г. 3900 человек, из них 2000 землекопов[36].

На строительстве и производстве был установлен 10-часовой рабочий день для заключенных, в связи с этим ИТР, как систематически перерабатывающий, получал надбавку к основной зарплате.

...

Личный состав снабжался продовольственными и промышленными товарами через торговую сеть закрытого типа. Ведущие специалисты жили на съемных квартирах в местах дислокации Центрального штаба своего отделения (в г. Смоленске, г. Вязьма, _пос. Гнёздово_ и др.). УС и Вяземлаг оплачивали им счета за квартиры. Остальным вольнонаемным порой приходилось жить в _землянках_ и палатках с двухярусными нарами[37]."

http://www.katyn-memorial.ru/ru/arxiv/33-k-voprosu-ob-organizaczii-vyazemskogo-lagerya-nkvd-i-nachale-stroitelstva-avtomagistrali-moskva-minsk-1936-g.html?showall=1
Еще одно свидетельство:
"Возглавлявший одно из управлений строительства автомагистрали Б.Б. Ерохин вспоминал: «Рабочие колонной 400-500 человек равномерно размещались по ходу трассы в местах наибольшего сосредоточения работ. Жили мы _в землянках_ и палатках с двухъярусными нарами... Ровно в девять утра вся стройка получала печатную сводку о выполнении плана с начала квартала, месяца и за прошедший рабочий день. Мы всегда чувствовали ритм многокилометровой трасы, знали имена хороших работников».
Возведение автомагистрали было приостановлено весной 1941 года: тогда ЦК ВКП (б) и правительство приняли совместное постановление о срочном сооружении 256 военно-полевых аэродромов для нужд армии. Заключенных Вяземлаг тут же перевели на западные границы страны, где вплоть до эвакуации они работали на строительстве девяти аэродромов. Строительство же автомагистрали Москва - Минск возобновили лишь после Великой Отечественной войны."
http://www.gorodnews.ru/portfel/item.php?id=86&form_comm=1
Автор цитированной статьи Н. Блинов допустил фактическую неточность. В действительности в Белоруссии Вяземлаг строил не 9, а 6 аэродромов, а в Смоленской области 3, именно в Каменке, Вязьме и в районе Медыни. Причем строительство в Каменке началось явно до войны, а в Медыни и Вязьме уже после ее начала, причем в Вязьме аэродром, выражаясь точнее, не строился, а существенно апгрейдился.
Рекомендую воспоминания техника по укладке парашютов Михаила Алексеевича Ильченко на сайте "Я помню", которому довелось послужить и побывать в 1941 г. на строившихся Вяземлагом аэродромах Улла и Каменка, а также в Вязьме и в районе Медыни.

Edited at 2012-06-30 04:35 (UTC)

«...10. Для обеспечения строительства аэродромов рабочей силой:
а) НКВД СССР направить на строительство аэродромов 400 тысяч заключенных (в том числе кассационных и исправтрудработников, осужденных к отбытию наказания по месту работы, на срок свыше 4-х месяцев);
б) разрешить НКВД СССР перенести на 1942 год сроки строительства дорог: Москва-Минск (200 км), Москва-Киев (30 км) и Петропавловск-Большерецк (25 км) и окончание строительства дороги Проскуров-Львов-госграница на октябрь месяц 1942 года, проведя в 1941 году работы по расширению земляного полотна до 11 метров (на участке Подволочиск-Львов), перебросив освобождающиеся в связи с этим оборудование, кадры и рабочую силу в количестве 25 тысяч человек на аэродромное строительство.
В соответствии с этим уменьшить план капитальных работ НКВД СССР 1941 года по этим стройкам на 195 миллионов рублей;
в) разрешить НКВД использовать на строительстве аэродромов в течение 1941 года 1400 студентов 4-го и 5-го курсов институтов Гушосдора НКВД СССР и 900 учащихся техникумов Гушсодора НКВД; сохранить за откомандированными студентами и учащимися техникумов дополнительно на один год предоставленные им права и льготы, а также отсрочить соответственно сроки окончания учебы;
г) для осуществления строительства аэродромов в ПрибОВО и в пунктах, близко расположенных к погранполосе БССР, УССР и Молдавской ССР, обязать Народного Комиссара Обороны т. Тимошенко С.К.: сформировать к 20 апреля 1941 года 100 строительных батальонов численностью по 1.000 человек каждый. Формирование батальонов произвести путем призыва командно-начальствующего состава запаса, младшего комсостава запаса 1 и 2 категорий 1-го разряда, рядового состава 2-й категории 1-го разряда из числа необученных.
Батальоны сформировать в округах по месту работ, кроме ПрибОВО, куда строительные батальоны завезти из ближайших военных округов. _Военнообязанных призвать в своей одежде_, обуви, с двумя парами белья.
НКО выделить для хозяйственного обслуживания строительных батальонов 2.000 лошадей и 1.000 парных повозок с упряжью.
Обязать НКО выделить на формирование строительных батальонов 60.000 больших саперных лопат без черенков, 20.000 неформенных кирко-мотыг и 20.000 плотничных топоров.
Разрешить использовать на строительстве аэродромов на Дальнем Востоке 15 батальонов из числа занятых в настоящее время на работах Главвоенстроя.
Размещение строительных батальонов производить средствами строительных организаций НКВД _в землянках_ и фанерных бараках. Питание батальонов организовать распоряжением и средствами НКВД из временных кухонных очагов с применением чугунных котлов – за счет продфондов НКО, для чего выделить НКО дополнительные пайки.
Расходы на формирование и питание батальонов в период формирования произвести НКО за счет ассигнований на строительство аэродромов.
д) тов. Шаталину (ЦК ВКП(б)) и т.т. Обручникову и Круглову (НКВД) отобрать до 5 апреля 1941 года для Главного Управления Аэродромного строительства НКВД по его заявке 350 человек специалистов…»

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=257.msg82065#msg82065

Edited at 2012-06-30 04:45 (UTC)

Цифровые шифры аэродромов Западного особого военного округа на 27.03.1941

Список условных номеров строительных объектов
Управления авиационного строительства НКВД БССР
по состоянию на июнь 1941 года (справочный материал)

В данном справочном материале нами приведён список известных условных номеров строительных объектов УАС НКВД БССР (в общей системе ГУАС НКВД СССР) и их соответствие советским военным аэродромам на территории Белоруссии на начало Великой Отечественной войны. После указания порядкового номера (перечисляются в порядке возрастания) приводится дислокация данного аэродрома в соответствии с административно-территориальным делением БССР на 1944 – 1945 годы (данные – из документов НКВД БССР за это время). Дислокация приводится в точном соответствии с упомянутой в оригинальных документах, равно, как и написание топонимов. В документах отсутствуют указания на советские военные аэродромы, расположенные к июню 1941 года на территории тогдашней Белостокской области БССР, ко времени их составления входившей в состав Польши.
...
013 – каменка (35 км северо-восточнее Витебска)
...
№ 89 – город Каменка Суражского района Витебской области

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=2413.msg25346#msg25346

З ГІСТОРЫІ АВІАЦЫІ
Васіль Лапацін. АЭРАДРОМ
У ДАКУДАВА.....................120

http://katyn.editboard.com/t1338-topic#39964

Масса ценнейшей информации о строительстве Вяземлагом аэродромов в Белоруссии (особенно Докудово и Приямино). Первые дни войны.

Edited at 2012-06-30 13:06 (UTC)

Что посмотреть по ГУАС?

Вячеслав, добрался, наконец-то, до ГАРФ.

Я вроде бы что-то обещал там посмотреть.

Пролистал список аэродромов - по Смоленской области упоминянуты только два - Вязьма и Ржев (второе, как мне кажется, ошибка - Ржев в 1941 г. входил в состав Калининской области).

Причём по аэродрому в Вязьме есть примечание: "ГУЖДС".

Re: Что посмотреть по ГУАС?

1. Интереснее всего, пожалуй, конвои заключенных во Ржев в период с марта по июнь 1941 г.
2. Здесь надо понимать условность принменеия Ржева в названии. Сычевка недалеко от него, но уже во Смоленской обл. Тут роль играло точное расположение аэродрома относительно Ржева. Каких-нибудь 5 км разницы, и уже в Смоленской, а не в Калининской обл. Кроме того, Смоленская и Калининская обл. входили в Московский военный округ и одинаково обслуживались 252 полком конвойных войск НКВД. Его бэкбонный маршрут Осташков - Полоцк - Смоленск - Сухиничи - Козельск - Мичуринск. Ржев и Брянск тоже входили, в качестве второстепенных точек, в зону его обслуживания, но не находились на его "столбовой" дороге (отрезок ж. д. Раненбург - Смоленск). Со Рэевом есть еще один темный момент. Там кроме ГУАСа работал Гидрострой (строительство оборонительной линии Осташков - Почеп, начатое 15 июня 1941 г.).
3. С Вязьмой все правильно. Сначала аэродром модернизировал там ГУЖДС, потом, в июне 1941 г., работы были переданы ГУАСу.

Место работы Печенюка

У вас был странная версия о том, что Печенюк строил что-то секретное, а не то, о чём он написал открыто в воспоминаниях.

Далее обращаю Ваше внимание на время написания воспоминаний - 1991 г. Либо до августа, либо после, но более вероятно, что ранее. К тому же дата точно указывает время, когда мемуары уже были написаны, а создавались явно раньше. Это я к тому, что нигде не упоминается слово "аэродром". По всей видимости, Печенюк прекрасно знал об их существовании, видел собственными глазами, работал непосредственно на них или, во всяком случае, в зоне их непосредственной видимости (то, что, по самой крайней мере, слыхал о них, и достаточно, вполне несомненно), но осмотрительно предпочитал не упоминать, ведь до 1992 г. такая информация была секретной и, по всей видимости, он давал подписку об ее неразглашении.

Не надо конспирологии. Если бы Вы прочитали мемуары полностью, то должны были бы заметить, что писались они в больнице, адресованы были Евгении Альбац. Ничего в это время люди уже не боялись. Точную дату можно посмотреть на штемпеле, к мемуарам приложен конверт от бандероли, в которой они поступили.

Не говоря уж о том факте, что все эти "секретные аэродромы" были под немецкой оккупацией 2 года.

И какой смысл прилеплять к воспоминаниям Печенюка аэродромную тему?
Какие для этого есть основания?

Печенюк пишет - трасса была закончена, они обустраивали инфраструктуру - "жилые дома, заправочную станцию, гаражи, дом связи и другие объекты". На строительстве дома связи он был прорабом: "дом связи - большое красивое здание из красного кирпича".



Так вот.

В структуре Вяземлага было 2 стройучастка.

В перечне структурных подразделений они названы так:
Стройучастки по строительству постоянных гражданских сооружений....................2

В дальнейшем несколько раз упоминается Борисовский стройучасток, эвакуировавшийся в первых числах июля.

Так что с вероятностью 99% можно утверждать, что место работы Печенюка - Борисовский стройчасток Вяземлага НКВД СССР.

Объяснительная записка к годовому отчету Вяземлага НКВД СССР за 1941 год по строительству автомагистрали «МОСКВА-МИНСК»
ГАРФ, Фонд Р-8437с, опись 1, ед. хран.458 Л.л. 1-10

Второй стройчасток располагался в Голицино, был эвакуирован лишь в октябре.

Re: Место работы Печенюка

Все бы ничего, по внешности нормально, и я с Вами бы охотно согласился. Но по раскладке аэродромов, существовавших на начало войны, Борисовского просто не было. А в том районе был, к примеру, Докудовский. Но совсем не в той стороне, что описывает Печенюк, т. е. не западнее Борисова, а восточнее. Так что пока еще мне очень даже не ясно, что представлял собой Борисовский стройучасток.
От Голицына тоже, представляете, до Вязьмы очень даже не ближний свет. Отношение к аэродрому тоже очень даже неясное. Но к строительству шоссе Москва - Минск и Москва - Киев, точнее, их участков, проходящих по Московской области, - вполне очевидное. Отрезок со стороны Москвы до Малоярославца (километров 60) закончили уже во время войны, в октябре.
Впрочем, в 1941 г. интенсивно расширялся и усиливался внуковский аэродром. Так что голицынский стройучасток имел к этому несомненное отношение.

Edited at 2012-09-13 21:36 (UTC)

Вячеслав! Ну читайте документы чуть внимательнее!

Ясно же сказано: "за исключением двух стройучастков".

Основные силы Вяземлага были переброшены на строительство аэродромов.

Судьба занесла Печенюка во вспомогательное (в ситуации 1941 г.) подразделение.

Распредели ли бы его в 1940 г. в один из АБР, воспоминания о Вяземлаге включили бы себя и другие события - переброс рабочей силы в апреле 1941 г. со строительства трассы на строительство аэродромов.


>Основные силы Вяземлага были переброшены на строительство аэродромов.

>Судьба занесла Печенюка во вспомогательное (в ситуации 1941 г.) подразделение.

>Распредели ли бы его в 1940 г. в один из АБР, воспоминания о Вяземлаге включили бы себя и другие события - переброс рабочей силы в апреле 1941 г. со строительства трассы на строительство аэродромов.

В целом между нами ЧАСТНЫЕ разногласия. В целом я с Вами согласен. Просто в моем представлении тут все не увязывается в единую логически непротиворечивую картину.

По порядку. 1. Строительство дороги - это строительство дороги, инженерное строительство, существенно отличное от жилищного, гражданского. Из мемуаров явствует предельно четко, что Печенюка сотоварищи отправили из жуткой дали в Борисов именно как команду специалистов ЖИЛИЩНОГО строительства (плотники, каменщики и т. п.), а НЕ дорожников. Вообще в его воспоминаниях о строительстве дороги ни одного вообще конкретного слова НЕТ. В документе, который Вы привели, говорится о возведении придорожной инфраструктуры. Под эту графу команда Печенюка шла бы. Но параллельно с тем в тех же местах с достаточно давнего времении (не исключаю, что и даже с 20-х гг.) производилось строительство нескольких аэродромов, которые тоже нуждались в бытовой инфраструктуре. Я, кажется, здесь уже соответствующую конкретику по Докудовскому аэродрому приводил. 2. Вопрос постольку для меня в том, в строительстве какого именно городка, придорожного или приаэродромного, участвовала команда Печенюка. Работа по содержанию абсолютно одинаковая. И настоящего предназначения городка (т. е. по какой программе из двух проходило его строительство) Печенюк вполне мог не знать вовсе. 3. Нестыковок, неясностей набирается некоторое число. Я обратил, в частности, Ваше внимание на то, что с точки в эвакуацию, согласно документу, должно было выехать не более 120 зэков, а по воспоминаниям Печенюка оказалось 200.

О месте расположения "земляночного лагеря"

К вопросу о месте расположения "земляночного лагеря".

Из фразы "нашу зону застилает дымом" следует, что ветер дул от нефтебазы к лагерю.

Помнится, у вас есть какие-то источники, из которых можно узнать погоду в 1941 г.

Какие ветра дули на Смоленщине с 25 июня по 5 июля?

Если точных сведений не найдём, придётся предположить, что нефтебаза не могла находиться восточнее лагеря, скорей всего, наоборот - находилась западнее.
Роза ветров такая.

Re: О месте расположения "земляночного лагеря"

Да, после прочтения пояснительной записки кажется весьма вероятной гипотеза, что нефтебаза, о которой пишет Печенюк, это не отдельный объект, а часть производственного комплекса АБР.

а) окончание начатых строительством временных сооружений и монтаж асфальто-бетонных заводов (жел. дор. тупики, подъездные пути к заводам, жилые и служебные здания, нефтехранилища, битумные ямы, монтаж смесителей) для последующего продолжения работ по укладке асфальто-бетона;

Какие аэродромы строил Вяземлаг?

Вячеслав, вы где-то упомянули, что Вяземлаг в Смоленской области строил 3 аэродрома.

Какие именно?

Пока мне попадаются сведения только о строительстве аэродрома в Вязьме (Объект 62).

Какие ещё объекты? Шифры известны? источники информации надёжные?

Re: Какие аэродромы строил Вяземлаг?

>Пока мне попадаются сведения только о строительстве аэродрома в Вязьме (Объект 62).

Для начала полный список аэродромов на 27 марта 1941 г. http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=2413.0

Подчеркиваю: на конец марта.

Вяземлаг ГУАС: аэродромы второй очереди

1. ДИСЛОКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ
№ пп. №№ объектов Местонахождение Административная принадлежность Сроки работ
Начало Окончание
1. 224 ст. Кубинка Московская обл. 20/1У 9/Х
2. 369 г. Мичуринск Тамбовская обл. 24/УП 20/Х
3. 574 г. Кирсанов “ “ 25/УП 24/Х
4. 701 г. Моршанск “ “ 16/УШ 27/Х

Относительно соответствия строек первой и второй очередей:
Строительство № 369 - Строительство № 115

На основании решения государственного Комитета Обороны Союза ССР Управление Спецстроительством Вяземлага НКВД возложило строительство объекта № 369 на коллектив строителей объекта № 115, с местом нахождения штаба объекта № 369 в гор. Мичуринске.

Кроме того, совпадают фамилии Начальников строительств (Шевченко) и Главных бухгалтеров (Комардин).

Строительство № 701 - cтроительство № 97.
Совпадают фамилии Начальников строительств (Нечитайло) и Главных бухгалтеров (Поляков).


Edited at 2012-11-15 12:15 (UTC)

Re: Вяземлаг ГУАС: аэродромы второй очереди

Не знаю, Вы в курсе или нет:

Гюнтер Александр Александрович

Родился в 1900 г., Астрахани; немец; образование среднее; бывший главный бухгалтер Вяземлага НКВД. Проживал: Смоленская обл., Ильинский р-н, с. Волнушки.
Арестован 17 сентября 1941 г.
Приговорен: УНКВД Вологодской обл. 8 июля 1942 г., обв.: обвинен в измене Родине.
Приговор: Дело прекращено в связи со смертью обвиняемого. Реабилитирован в 2000 г.

Источник: Книга памяти Астраханской обл.

http://lists.memo.ru/d10/f218.htm