?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться
«ДОВЛАТОВ» - ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ЭПОХИ, СТИЛЯ
libelli_nestor


О фильме «ДОВЛАТОВ», режиссёр Алексей Герман-мл, 2018, Россия, Польша, Сербия, 126 мин, приз «Серебряный медведь» на Берлинале-2018.

Прицельно краткое название фильма – ДОВЛАТОВ предопределяет ожидание байопика об известном писателе и журналисте Сергее Донатовиче Довлатове, родившемся 3 сентября 1941 года в СССР и умершем 24 августа 1990 года в Америке. Совпадение в пределах одной недели двух сакральных дат в судьбе писателя побудило и нас, ведущих « Медиа-клуба Чехов» при Библиотеке им. А.П. Чехова, первую осеннюю встречу  посвятить фильму и человеку по имени ДОВЛАТОВ.

Ожидание байопика не оправдалось, фильм не столь биографический и единично-личностный, сколь атмосферно-настроенческий и коллективно-групповой. Экранные подробности жизни Сергея Довлатова исчерпываются шестью  днями в преддверии ноябрьских праздников 1971 года в Ленинграде. Заострённое же внимание  режиссёра  в большей степени сосредоточено на атмосфере того, пост-оттепельного, времени, в котором талантливым творческим личностям, упомянутым в фильме и не упомянутым, – писателям (С.Довлатову, В.Войновичу, В.Аксёнову), поэтам (И.Бродскому, Е.Рейну Н. Коржавину), художникам (О.Рабину, Э.Неизвестному, О.Целкову), - новым «лишним людям», не удавалось пробиться сквозь кордон чиновничьих властных воспрещений, что вынуждало их к эмиграции.

Возможно, для облегчения восприятия кодов и аллюзий фильма будет всё же полезна краткая информация о жизни писателя. 30-летний красавец гренадёрского роста, смешанных армяно-еврейских кровей, страстный женолюб и отчаянный любитель хмельных возлияний к 1971 году успел два года проучиться в ЛГУ на факультете финского языка. Отслужил три года в армии, во внутренних войсках по охране исправительных колоний в Коми. После армии снова поступил в ЛГУ на факультет журналистики. Работал во многих ленинградских многотиражках, везде много писал рассказов, был личным секретарём писательницы Веры Пановой, но ничего из написанного напечатать не удавалось. Ноябрь 1971 года стал моментом принятия решения о переезде в Эстонию, где Довлатов прожил три года, работал в газетах «Советская Эстония» и «Вечерний Таллин». Пытался издать сборник «Городские рассказы», но набор книги по приказу властей был уничтожен. От безысходности и безденежья стал публиковаться в самиздате и эмигрантских журналах, за что был исключён из Союза журналистов СССР. В 1978-м вслед за женой и дочерью выехал в Вену, а затем перебрался в Нью-Йорк. Возглавил русскоязычную газету «Новый американец», работал на радио «Свобода», снискал огромную популярность в США и Европе, за 10 лет увидели свет 12 его книг, переведённые на множество языков. Скончался в 49 лет от инфаркта, похоронен в Ню-Йорке на еврейском кладбище в его армянской части.

Над созданием образа и ощущения минувшего времени мастерски потрудились потрясающий польский оператор Лукаш Зал, известный нам  двумя работами: оскароносный фильм «Ида»(2013) и призер Канн «Холодная война»(2018)  режиссёра  Павла Павликовского, а также художник-постановщик и художник по костюмам Елена Окопная, она же жена режиссёра, она же и призёр «Серебряного медведя».

В картине А. Германа состоялись большие, свежие актёрские удачи. Яркий портрет в интерьере эпохи создал сербский актёр Милан Марич, удивительно портретно и фактурно похожий на С. Довлатова. Успех роли предопределило безупречное, очень точно интонированное, озвучание Александра Хашабаева – актёра театра «У Никитских ворот». Возможно образ и рисунок поведения Довлатова (ведь это не прототип, а реальный человек, названный своим именем!) несколько смягчён. Деликатно сострадательно завуалирована тема пьянства: никогда не проявлена визуально, (разве что лёгкая куражба возле микрофона в джаз-клубе), а только словесно в репликах, хотя известно, что этот бич и сгубил писателя в 49 лет. Но в избранной режиссёрско-сценарной трактовке образ Довлатова представлен цельно, убедительно, обаятельно.

Очень ярок состав исполнителей вторых главных ролей и даже массовок. Иосиф Бродский – актёр Артур Бесчастный из гнезда Кирилла Серебренникова   «Гоголь-центра». В роли поэта-метростроевца Антона Кузнецова, прославленный «Стилягами» Валерия Тодоровского в 2008году, - Антон Шагин. Данила Козловский в роли друга, художника Давида. Польская актриса Хелена Суецка в роли жены. В женских ролях второго плана известнейшие актрисы Елена Лядова, Светлана Ходченкова, Татьяна Владимирова, давно привыкшие к главным ролям у выдающихся режиссёров.

Массовка богемных сборищ «лишних людей» наполнена яркими личностями и типажами,  друзьями и собратьями по невостребованности и неприкаянности. Среди них поэты, писатели,  джазовые вокалисты, художники. Этих людей  много, но места им в социуме оставлено мало,  поэтому они ютятся в крошечных барах,  в убогих мастерских,  на коммунальных кухнях, где им тесно,  душно,  зажато в прямом и фигуральном смысле.  Кадры всех тусейшн, между тем,  не статичны, в них постоянно происходит движение – спиной к зрителю извне входят в кадр одни, затем на встречном движении выходят другие. В тесном многолюдье различимы индивидуумы: художник-авангардист Шолом Шварц (Игорь Митюшкин); крупный рыжий бородатый,  похожий на зачинателя группы «Митьки» - художника Дмитрия Шагина (Игорь Коровин), но его присутствие скорее  символическое предвестие их грядущего появления, т.к. реальному Мите Шагину в 1971г. было всего 14 лет.

Режиссёр-сценарист шаржирует в стиле писателя С. Довлатова его внешнее окружение – послушное конформистское большинство: редколлегию заводской газетки, их художественную самодеятельность. Это люди подчинённые, скованные, ограниченно образованные, над которыми можно подшутить: девушке, играющей в заводском фильме роль Наташи Ростовой, Марич-Довлатов представляется как Франц Кафка, а она простодушно удивляется странности фамилии. Пьянчужке-стукачу приказывает вручить донос сотрудникам милиции Малевичу или Кандинскому. Бродский смеется над женщиной, которая считает что Джойс – это заграничный напиток. Сочный персонаж – решатель проблем во властных верхах, балующийся стихами, врач-уролог (Пётр Гонсовский), имеет доступ к власть предержащим благодаря их проблемам с простатой.

Впечатляющий эффект фильма не столько в сюжете, временами монотонном, сколько в стилистике и эстетике изобразительного ряда, в использовании света и цвета. Это кинематограф крупных планов - поплечных и попоясных. Почти всё двухчасовое полотно держится на лицах в фас и в профиль. Символическая замкнутость  и теснота жизненного пространства этой субкультуры и соцслоя нарочито подчёркивается полным отсутствием панорам города и воздушных открытых пространств. Интересно световое решение удалённого плана,  как бы задника-подложки кадра, сквозь полупрозрачную белёсую дымку-пелену. Приём,  который в живописи называется «сфумато» и позволяет создать оптический  эффект воздушной перспективы.  При этом на переднем плане размещаются  чётко очерченные,  рельефные, крупные фигуры персонажей. Как такой эффект удаётся создать на экране, вызывает вопрос даже у профессионалов кино. По-видимому, этим эксклюзивным мастерством владеет замечательный польский оператор Лукаш Зал.

Представляется, что движение к кульминации имеет три драматургических всплеска: вскрытие вен молодым писателем,  самоубийство Давида в момент ареста за фарцовку, и взрыв агрессии самого Довлатова в сцене: «Пошли отсюда все на…!». Финальная сцена верхом на крыше развалюхи «Москвича» – это не озорничество подвыпившего человека, а скорее метафорическая суть ухода в эмиграцию - без средств, нараспашку, в будущее, покрытое пеленой неизвестности.

Высокое художественное качество фильма не вызывает серьёзных вопросов. Вопросы вызывает качество мировоззренческого посыла,  который может быть воспринят как соотнесение времён прошедших и настоящих,  как молчаливая экстраполяция в наши дни,  как намёк на то,  что затхлые времена 50-летней давности снова стоят сегодня у нашего порога!?

Восприятие «Довлатова» критикой и зрителями неоднородное. Кто-то считает, что преувеличена степень дружеской близости Довлатова с Бродским.   Кого-то не устраивает  слишком  замедленный темпоритм  и вялость развития сюжета, речевая невнятность Может показаться, что фильм слишком длинен, в нём заметны тавтологии – Бродский дважды проговаривает, что его вызывали  и грозят посадить;  трижды обыгрывается сдача в макулатуру неизданных рукописей.  Может быть излишен сон с Брежневым и Фиделем Кастро, который замедляет, разрыхляет действие и удлиняет и без того чрезмерный формат. У каждого свои биоритмы, свой резон и свои колокола!

Но подводя итог сугубо личным размышлениям после троекратного просмотра, можно заключить, что фильм «Довлатов», безусловно, качественное,  высокохудожественное, и даже эпическое, явление отечественного киноискусства. Пожалуй,  это лучшая работа среди пяти полнометражных лент 42-летнего Алексея Германа –мл, недооценённая 68-м Берлинале 2018, который не оценил сценарную, режиссёрскую и актёрскую составляющие и отметил картину  «Серебряным медведем» только за художественность изображения и костюмов. В этой связи не лишне напомнить,  что Федерация киноклубов России на 40 ММКФ наградила  «Довлатова» своим  Призом «Колючий взгляд» и Дипломом как лучший фильм внеконкурсной российской программы.

Л.М. Островская.

Метки:

  • 1
> двух сакральных дат в судьбе писателя

авторы то ли от избытка натуги, то ли от недостатка понимания смысла слова вставили тут «сакральный»?

> три драматургических всплеска: вскрытие вен молодым писателем, самоубийство Давида в момент ареста за фарцовку, и взрыв агрессии самого Довлатова в сцене: «Пошли отсюда все на…!»

нет, сомнения нет! это высокое, высокое искусство!!

(Довлатов владел слогом не в пример лучше сих недоучек, но, помнится, его рассказ про чемоданы убил все остатки симпатии к нему… — меркантильный жлобчек, только владеющий пером, конечно — из-за жлобства и поехавший в объятия богатого хозяина, который, жаль, не употребил послаще и не заценил ещё одного колониального холуя)

В дневниках есть впечатляющая история, как его мастерски дрессировали в общаге.

Дальше он пытается шутить на тему, что сразу после эмиграции ему устроили встречу c лидерами НТС (фашисты из национал-трудового союза).

Что это может быть связано, ему даже и в мысли не пришло.

  • 1