?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Уж «Оскар» близится, а нас там нет
libelli_nestor
        Зато у нас была  возможность  в ожидании церемонии награждения «Оскаром» 24.02.2019 увидеть в прокате если не все, то хотя бы добрую половину фильмов из восьми номинантов на главный  приз « Лучший фильм года». А именно: «Богемская рапсодия», Брайана Сингера;  «Фаворитка», Йоргоса Лантимоса;  «Зелёная книга», Питера Фарелли;  «Рождение звезды», Брэдли Купера; «Рома»,  Альфонсо Куарона. Вот с мексиканской «Ромы» и начнём разговор, коль скоро она уже удостоилась «Золотого Льва» в Венеции, «Золотого глобуса» от Ассоциации иностранной прессы в Лос –Анджелесе и вошла в 9  главных номинаций на премию «Оскар».
Место действия -  Мехико, столица Мексики с 22 миллионным населением, буржуазный респектабельный район Colonia Roma. Время действия  начало 1970-х, события укладываются в один год. Автор знаменитый мексиканский и американский режиссёр, сценарист, продюсер, монтажёр, создатель дважды оскароносной «Гравитации» (2013) 57-летний Альфонсо Куарон.
На первый взгляд фильм «Рома» легко можно отнести к жанру семейной саги с элементами личной и социальной драмы в интерьере эпохи. Семья большая, многодетная - четверо детей, интеллигентная,  не бедная, позволяющая себе жить в просторном доме, держать шофёра и двух служанок, одна из которых молчаливая работящая деревенская девушка по имени Клео, она же няня  и главная героиня  истории. Обстановка в доме благостная: няня любит детей, дети любят няню, бабушка  приглядывает за всеми и всем,  пока не случаются пренеприятные события: муж-отец детей  и кормилец доктор  Антонио  уходит из семьи к креолке, а Клео переживает первую неудачную любовь.  Вот такой сюжет (если он вообще есть, то прост как дважды два), его драматургическая структура  не столь отчётливая, довольно размытая, рыхлая,  как будто происходит череда несвязанных между собой событий. Неясно, какое из них считать главным, кульминационным: то ли беременность Клео от подонка, рождение мёртвого ребёнка, то ли пожар в лесу на Новый год,  то ли землетрясение,  то ли спасение детей в штормовом море,  или расстрел студенческой демонстрации. Мастерство режиссёра в том, что он   виртуозно увязывает все сцены и сюжетные фрагменты в единое гармоничное  полотно.
Полотно картины «Рома» - это атмосферная живопись, графичная, монохромно чёрно-белая, неореалистическая. Главное атмосферное  давление на зрителей  происходит от картины «человеческого муравейника» – перенаселённость,  перенасыщенность, непомерная  кучность и теснота. Переизбыток всего – людей,  вещей, игрушек,  животных: собак, птиц, овец.  Собаками переполнен и город, и деревня.   Стаи собак гадят, лают, путаются под ногами, а сдохнув, превращаются в мумии,  теснятся на стенах загородных домов и зловеще наблюдают за людьми.
Теснота упорядоченная – уличные фасады, единообразные дома-соты, чередующиеся  вдоль улицы: ворота – витрина, ворота-витрина, витрина – ворота, снятые на длинных немонтажных  планах. Внутри семейного дома круговое расположение комнат,  тех же сотов по числу  членов семьи. Это и ежеутренний проход шеренги духового оркестра юниоров, и тренировочный плац борцов – боевиков, и  полицейские цепи, и кортежи автобусов, сдерживающих  демонстрантов.
Теснота беспорядочная  -   улица, запруженная пешеходами, толпа у кинотеатра,  зеваки, наблюдающие за тренировкой борцов,  узость улиц и дворов, в которые не вписываются машины и мнут бока об стены и сносят пучеглазыми капотами несущие балки, суета и беготня в больнице.
Плотно упакованный деталями изобразительный ряд,  обилие в кадре персонажей и массовки,  режиссёр  собирает воедино и приводит к общему  знаменателю - переизбыток людей вовне есть одиночество каждого внутри себя.
С этой точки начинается  восхождение сюжета к философским осмыслениям жизни дитя человеческого.  Беспаузная близость акта рождения  и смерти – скоротечность жизненного цикла, в сценах умиленного разглядывания Клео палаты новорожденных младенцев,  и вдруг землетрясение, и не всех успевают вынести, сыплются на боксы с младенцами глыбы бетона, следующий кадр уже монтируется со свежими могилами (возможно детей, которых не успели вынести), под наспех воткнутыми крестами,  которые тотчас подкапывают  набежавшие псы (не забываем, что А. Куарон – оскароносный мастер монтажа). Брошенная мужчиной, потерявшая ребёнка Клео монтируется режиссёром в одном кадре с танцующей свадьбой. 
Две противоположности, две крайности в подходе к человеческой сущности, с одной стороны, чрезмерная кучность огромного контингента нераз- личимых людей, с другой,  кадрирование на крупном плане отдельного человека в ничем неприкрытой его органике. Это подлец-боевик, парень-соблазнитель Клео, который  демонстрирует перед её восхищённым  взором своё голое тело в боевых приёмах с посохом. Его тренер профессор - толкователь сути боевой магии одет в такое обтягивающее трико, которое создаёт видимость обнажённого тела, проявляет всю его мускульную структуру и силу, направленную на агрессию и насилие.
Чрезвычайно густо населённый социум несёт тревожное ожидание и предчувствие природных катаклизмов (землетрясение) и социальных взрывов – разгон студенческой демонстрации с жертвами (резня в Корпус Кристи) в Мехико в 1971г.  но и личные драмы, как история Клио и её хозяйки Софии, брошенной  блудливым мужем,   вынесшим из дома даже пустые книжные шкафы.
В фильме «Рома»  А. Куароном наряду с миром  людей  и миром животных придана активная функция миру машин. Посредством очеловечивания  автомобиля и чувственного  взаимодействия с ним человека за рулём режиссёр создаёт его образ, раскрывает характер,  умыслы и  намерения. Неуверенное, нервозно - затяжное паркование невидимого водителя, наезд колёсами на кучи собачьего дерьма  при въезде  во двор собственного дома, как оказалось доктора Антонио,   выдаёт его состояние перед встречей с семьёй,  которую он решил бросить. От машин, застрявших в пробках, зависит, будет ли рождён живым ребёнок Клео.  Новый автомобиль может придать бедной Софии бодрости и уверенности в своих силах. 
Большая семья,  её ближний круг – это всё неплохие люди. Демократичные,  интеллигентные,  тщательно нивелирующие  сословные и имущественные различия. Хозяйка дома София хоть иногда и покрикивает на служанок,  но беременную Клео не увольняет,  принимает в ней участие с помощью знакомых врачей,  относится к ней как к члену семьи.
Но мир всё равно остаётся жестоким,  враждебным  и непредсказуемым!
Пусть суперталантливая картина «Рома-Рим» и её создатель Альфонсо Куарон получат наивысшую награду «Оскара».

Л.М. Островская.
Метки:


  • 1
Ничего из названного не смотрел. Рецензия не навеяла желания посмотреть на атмосферных дохлых собак в густонаселенном жестоком социуме.

  • 1