Category: армия

Я в порядке, Джек / I'm All Right Jack

https://zona.mobi/movies/vse-v-poryadke-dzhek




Год


1959


Жанры


комедия


Страна


Великобритания


Режиссёр


Джон Боултинг



Сценарий


Алан Хэкни, Фрэнк Харви,Джон Боултинг



Актёры


Йен Кармайкл, Терри-Томас,Питер Селлерс, Ричард Аттенборо, Деннис Прайс,Маргарет Разерфорд, Айрин Хэндл, Лиз Фрайзер, Майлз Маллесон, Марн Мэйтленд, Виктор Хэррингтон



Время





Премьера


18 августа 1959 в мире



По возвращении из армии, Стенли Виндраш видит себя в роли управляющего в промышленной отрасли. Но, к сожалению, ему не удается благополучно устроиться, и он просит помощи у своего дяди Бертрама, главы завода по изготовлению оружия, который планирует нелегальную, прибыльную сделку, которая в результате оказывается не только разрушительной для завода, но и просто забавной.

Отмороженный мухинец Свяневич. Часть 4/5

Добавлю еще, что первым изданием цитированная книга воспоминаний Свяневича "В тени Катыни" вышла в Париже в 1976 г. По всей видимости, вовсе даже не случайно через 2 года после смерти Козловского, о которой автор сам сообщил в своей книге, которую написал, по собственному свидетельству, в том самом 1974 г., когда узнал о смерти в том году Козловского.
Имеет смысл уточнить дату и обстоятельства перехода Козловского к немцам. Дату своего приезда в Куйбышев Свяневич не называет, но ее можно вычислить. В начале третьей декады апреля он освобождается из лагеря, на следующий день выезжает в Котлас, куда прибывает еще через несколько дней. На следующий день по приезде посещает транспортный отдел польского представительства. Там ему сообщают, что дальше он должен ехать в Киров, куда Свяневич выезжает на следующий день. В Кирове находится две недели. Из Кирова едет в Горький, где проводит еще два дня. Из Горького добирается в Куйбышев на пароходе. Где-то примерно месяц или около месяца набирается. Во всяком случае, никак не менее трех недель. Следовательно, наиболее вероятная дата его прибытия в Куйбышев конец мая.
Collapse )

Свидетельства и документы об этапировании пленных поляков из Козельска в апреле 1940 г. Ч. 2

...
После короткой остановки на подъездных путях мы снова тронулись в путь. Ориентируясь по солнцу, всходившему у нас сзади, что нас везут в западном направлении. Я же решил, как потом выяснилось, ошибочно, что везут нас в северо-западном направлении, именно так пролегала ветка Орёл - Рига. Но проехав несколько десятков километров, поезд остановился. Снаружи стали доноситься звуки команд, шум движения многих людей, звуки автомобильных моторов. У нас, как я уже говорил, не было окна, и потому было трудно сориентироваться, где мы и что происходит снаружи. но сработал "внутренний телеграф", и от отделения к отделению стала разноситься весть: началась разгрузка.
Collapse )
Продолжение

Владимир Михайлович Ветошников

Это крайне загадочная фигура Катынской истории.

"515

Collapse )

На первый взгляд, не сходится. Тот, кого мы искали, должен был быть минимум лейтенант, а то и майор ГБ. По армейскому это на чин больше, т. е. старший лейтенант или целый подполковник. А тут рядовой, и притом достаточно юного возраста даже и для лейтенанта. Ведь для получения этого звания надо было закончить военное училище, стать сначала младшим лейтенантом, а потом уже, по истечении еще некоторого времени, дослужиться до лейтенанта. А тут получается, 6 февраля 1940 г. в возрасте 21 года он был призван на действительную службу, в период между 22 марта и 25 июля 1941 г. успел стать назначенным начальником Гнёздовского лагпункта, а к 12 июля 1941 г. - лейтенантом госбезопасности. Притом в плен 12 июля 1942 г. он попал уже рядовым. И освободился из плена только 2 апреля 1945 г., т. е. пробыл в плену значительную часть войны. Что еще любопытно, то на момент пленения он служил в 11 отдельном гвардейском саперном краснознаменном батальоне 15 гвардейской мотострелковой дивизии.
Кажется вовсе неправдоподобно. Но если вдуматься, рассудим. Кончает молодой человек строительный институт. 21 год для этого вполне реальный возраст. Далее призывается на службу в систему гулага начальником стройучастка. Таковым звание младшего лейтенанта ГБ присваивали без разговоров. Если его служба идет успешно, через год повышается в звании. Вот он и лейтенант ГБ. Далее совершает мощный прокол, разжалуется в рядовые, заметьте, саперы, т. е. военные строители, т. е. опять-таки по своей специальности, и в этом звании попадает в плен.
Интересны обстоятельства его пленения. Оно произошло в районе Валуек. Заглядываем в историю 15 гмсд:
"В апреле 1942 года 15-ю гвардейскую стрелковую дивизию передали в состав Западного фронта. В районе города Алексина она получила пополнение. Здесь политрук Колосов занимался с новобранцами, рассказывая им о боях 1941 года, о первых Героях дивизии Х.Андрухаеве и И.Федорке. В это время под Харьковом фашисты окружили 3 армии Юго-Западного фронта. Перед началом главного наступления на Сталинград они начали две частные операции: «Вильгельм» на Волчанск и «Фридрикус II» на Купянск. 11 июня 1942 года 15-я гвардейская стрелковая дивизия, войдя в состав 28-й армии Юго-Западного фронта, сходу вступила в бой с фашистами в районе села Белый Колодезь в районе Волчанска. За две недели оборонительных боёв дивизия понесла самые тяжёлые потери. Пали все командиры полков, многие командиры батальонов, рот, погибли сотни стрелков, артиллеристов. Политрук Колосов в этих боях заменил командира стрелковой роты. Ко 2 июля пришлось отойти к станции Валуйки, где дивизия оказалась в окружении. Три недели политрук Колосов в составе своего подразделения пробивался к своим, и ему посчастливилось переправиться через Дон".

http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=4234

Ясен пень. Ветошников, по всей видимости, поступил на службу в огскб из ПФЛ в составе пополнения, полученного в Алексине. Дальше уже все понятно. Если бы немцы принялись искать его у себя, то пошли бы искать майора ГБ (кстати, заметьте, не поэтому ли как раз в Сообщении было искажено его настоящее звание до разжалования?), а не рядового. И поди разыщи и докажи, что это именно он самый...
Позже советские органы могли привлечь его как свидетеля для выступления на Нюрнбергском процессе. Однако дальнейшая его судьба после поступления на спецпроверочный пункт № 25 1-го Белорусского фронта весной 1945 г. пока не выяснена. Может быть, его репрессировали, может быть, приберегли как козырную карту в процессе, остается еще не раскрытым.

И напоследок еще один документ ОБД по В. М. Ветошникову:

63397752
Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия    Ветошников  
Имя    Владимир  
Отчество    Михайлович  
Дата рождения/Возраст    __.__.1918  
Последнее место службы    11 ОГСКБ  
Воинское звание    красноармеец  
Причина выбытия    пропал без вести  
Дата выбытия    Между 08.08.1942 и 29.08.1942  
Место выбытия    Украинская ССР, Харьковская обл.  
Название источника информации    ЦАМО  
Номер фонда источника информации    58  
Номер описи источника информации    977525  
Номер дела источника информации    292

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=63397752

О приказе Ставки Верховного Главнокомандования N 270 от 16 августа 1941 г.

Из переписки с друзьями

  • Цитата Геннадий_ ()

  • 22 июня 1941 года разделило бойцов Красной армии не только на живых и мертвых. Уже через два месяца - 16 августа 1941 года - появился приказ Ставки Верховного Главнокомандования N 270, который объявлял всех военнослужащих Красной армии, оказавшихся в руках противника, предателями Родины. Семьи пленных красноармейцев лишались положенного им денежного довольствия, а семьи командиров подлежали аресту и отправке в лагеря.

"Труд" после 1991 г. стал еще той газетой. Цитирую приказ: "Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров". Как видим, здесь говорится вовсе не обо всех военнослужащих, а во-первых, конкретно именно только о командирах и политработниках. О рядовых речи нет. Во-вторых, не обо всех офицерах и политработниках, оказавшихся в руках противника, а конкретно именно о сдавшихся в плен врагу. Оказавшийся в плену и сдавшийся в плен (явно подразумевается добровольно) - существенно не одно и то же. О лишении семей пленных красноармейцев денежного довольствия в приказе не говорится вообще. Это бесстыдное вранье просто. Практика ареста семей из приказа не вытекала автоматически.

  • Цитата


  • Интересно, что даже Сталин не решился обнародовать этот документ и засекретил его. Приказ зачитывали только в частях и подразделениях действующей армии. Те, кто оставался в тылу, ничего о нем не знали.

Вот именно. Как можно было практически выполнять положение приказа об аресте в семей, если в тылу, как пишет сам журналист, о приказе ничего не было известно? Одним способом - направлением специального распоряжения по конкретным семьям в тыл. Таких распоряжений было очень мало, и они принимались на самом верху в исключительных малочисленных случаях. Выступало, таким образом, никаким не правилом, а редчайшим исключением из него, которое подкрепляло правило.

  • Цитата


  • эшелон направили в Муром. Там встречала вооруженная охрана с собаками.

А в Одессе, брешут еще художественнее, встречали с пулеметами и прямо на пирсе расстреливали.

  • Цитата


  • На Родину вернулось почти 2 миллиона прошедших через фашистский ад наших солдат и офицеров.

Земсков ( http://scepsis.net/library/id_1234.html ): на 1 марта 1946 г. насчитывалось 4 199 488 репатриантов (2 660 013 гражданских и 1 539 475 военнопленных).

  • Цитата


  • По данным, которые предоставило НКВД руководству страны, на 1 марта 1946 года по результатам проверки... репрессиям подверглись около 15 процентов военнопленных.

По Земскову (ук. ист.), передано в распоряжение НКВД (спецконтингент) 14,69% репатриированных военнопленных. Журналист шельмует. А на самом деле, репрессированных бывших пленных было значительно меньше. Потому что Земсков под передачей в распоряжение НКВД подразумевал совершенно другое. Историк Говоров подробно описывает, эту категорию, как пленные попадали в нее и что с ними происходило далее:
"Достаточно широко распространено мнение, что все попавшие в ПФЛ были обречены на осуждение и отправку в ГУЛАГ. Проведённые автором, исследования судеб спецконтингента, прошедшего проверочно-фильтрационных лагеря, действовавшие в Ленинградской области в 1945 -1946 гг., позволяет опровергнуть эту точку зрения. Большинство фильтрантов как 1, так и 2 категории, проходивших в них проверку, (около 70%) после её завершения были освобождены и направлены в постоянные кадры промышленности (то есть с запрещением под угрозой уголовной ответственности менять место работы), около 5% арестовано и 25% выслано на спецпоселение. Ссылке на спецпоселение на 5 лет подлежали согласно Постановлению ГКО от 18.08.1945 г. власовцы, полицейские, лица, служившие в немецкой армии, которые не участвовали в боевых действиях против Красной Армии и партизанских отрядов, карательных акциях против мирного населения. Освобождались от отправки на спецпоселение лица данной категории, добровольно перешедшие на сторону Красной Армии и партизанских формирований и участвовавшие в боях на их стороне, инвалиды и нетрудоспособные, полицейские отказавшиеся уйти с немецкими войсками." ( http://www.sgvavia.ru/forum/150-2208-177645-16-1349348371 )
Итого из 226127 чел. спецконтингента было репрессировано на самом деле лишь порядка 30% (68839 чел.), в т. ч. 5% (11473 чел.) арестовано и 25% (57366 чел.) оправлено в ссылку. Относительно общего числа репатриированных бывших пленных 1 539 475 чел. это составляет, соответственно, 4,5, 0,75 и 3,75%.

Учитесь делать из мух слонов!

Предыдущий период, Говоров: "За период с 1941 по 1944 г. через спецлагеря НКВД прошло 354592 военнослужащих, в том числе 50441 офицер. Была завершена проверка 302991 военнослужащего, в том числе 44774 офицера. Из них по завершении проверки 249416 чел. было направлено для прохождения дальнейшей службы в Красную армию (в том числе 2219 рядовых и сержантов и 16163 офицера – в штрафные роты и батальоны), 30749 (в том числе 20 офицеров) – на работу на промышленные предприятия, 5294 чел. – на службу в войска НКВД, умерло входе проверки или отправлено по болезни в госпиталь 5347 чел. Из числа проверенных арестовано органами военной контрразведки было 11566 чел. (около 3,5%), в том числе 2083 как агенты разведки и контрразведки противника, остальные – по обвинению в дезертирстве, самовольном оставлении части в боевой обстановке, самовольном отступлении, добровольной сдаче в плен."

Всего из 302991 прошедших проверку военнослужащих, значительная часть которых побывала в плену, было арестовано 11566 чел. (около 3,5%). Есть все основания предполагать, что процент арестованных в 1941 - 1944 из тех, на кого на дату отчета не была закончена проверка, т. е. из 51601 чел., был тем же, что соответствует порядка 1806 чел. Итого за 1941-1944 г. 13372 чел., из которых бывшие пленные составляли часть, возможно, вплоть до подавляющего большинства, но не все. 13372+68839=82211 чел.
1539475+354592=1894067. 82211 : 1894067 = 4%. Это - общая максимальная оценка доли осужденных и отправленных в ссылку (соотношение первых ко вторым один к пяти) за период с 1941 по февраль 1946 г. включительно.


Говоров далее продолжает: "Аресты изменников и пособников продолжались и в последующие годы. Так в 1946 г. за сотрудничество с оккупантами было арестовано 32859 человек, в 1948 – 23912, в 1949 – 19567, в 1950 – 16634, в 1951 – 14447, а в 1952 – 3630 человек." Как видим, данные за 1947 г. он почему-то не привел. Но судя по общей динамике, оценочное количество должно быть в пределах 24-32 тыс., среднее число порядка 28 тыс., в среднем за год, соответственно, по порядка 20 тыс., всего 139 тыс. Из них бывшие пленные составляли какую-то часть, оценочно можем предположить половину, т. е. тысяч 70. Таким образом, очевидно, что за 1941 - февраль 1946 г. было репрессировано в несколько раз меньше бывших пленных, чем за период 1947-1952 гг. Оценочно в общей сумме от минимум порядка 30 до более 70 тыс., но, во всяком случае, значительно менее 140 тыс.

При этом прошу учесть, что в имеющихся статданных репрессированных по проверке в ПФЛ группа бывших военнопленных специально не выделялась, но входила в общий контингент оставшихся на оккупированной территории при разных обстоятельствах. Не выделялась далее группа лагерных полицейских и капо. Большое значение придавалось обстоятельствам попадания в плен (добровольная сдача, невыполнение приказов и трусость перед пленением в случаях недобровольной сдачи). Постольку действительная доля репрессированных бывших пленных еще ниже указанных мной выше. Кроме того, никто до сих пор не разбирался в соотношении репрессированных обоснованно и необоснованно. Не приходится сомневаться в наличии обоснованно репрессированных, и не вижу оснований считать их, так сказать, жертвами режима. В общем итоге из этого общее число неправедно осужденных и их доля относительно всего количества бывших пленных получаются сравнительно ничтожно малыми, соответственно, порядка менее десятков тысяч и менее одного процента.

Шетжелов Макар Гавриилович, боец 76 полка войск НКВД охраны ж. д.

300783595
Информация о военнопленном
Фамилия Шетжелов
Имя Макар
Отчество Гавриилович
Дата рождения/Возраст __.__.1908
Место рождения Гати
Лагерный номер 22520
Дата пленения 26.06.1941 (ошибка оператора. На самом деле, в документе не июнь, а июль. - В. С.)
Место пленения Катынь
Лагерь шталаг IV H (304)
Судьба Погиб в плену
Воинское звание солдат (рядовой)
Дата смерти 29.11.1941
Место захоронения Цайтхайн I
Могила ряд 15, блок VII
Фамилия на латинице Schetshelow
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977521
Номер дела источника информации 1952

http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=300783595
Collapse )

Расследование сюжета древесной маскировки комиссией Мэддена - II

Я не воспроизвел в пересказе главного тезисов показаний Оберхойзера, между тем как они тоже существенно важны.
Что мы имеем?
Комиссия должна была 30 апреля закончить работу и подписать заключение. Но ее члены никак не могли договориться друг с другом. По свидетельствам Маркова и Гаека, споры-то, конечно, шли, но заключение было уже заранее написано и оставалось его только подписать, а особые мнения по отдельным пунктам члены комиссии должны были оставлять при себе.
Однако по всему похоже, что выявленный до сих пор пор материал недостаточно устраивал немецких организаторов. Постольку ботаническую экспертизу, как козырной туз в карточной игре, они заготовили на самый последний момент и поручили ее выполнение надежному исполнителю - арийцу, кадровому офицеру вермахта.
Collapse )А теперь попытаемся себе представить, насколько более слабыми оказались бы доводы немецкой комиссии, если бы они не подкреплялись квалифицированным заключением эксперта лесничего. Начнем с того, что в заключении комиссии Бурденко о ботанической экспертизе не говорилось вообще ничего. Этот аспект не затрагивался также в выступлениях советских представителей на Нюрнбергском суде, - потому что служил очень сильным аргументом защиты, опровергнуть который представлялось очень тяжело.
До принесения показаний свидетелями на комиссии Мэддона по этому вопросу дела. А с того момента уже совершенно элементарно.

Маршрут Смоленск - Грязовец - Смоленск 24 июня - 6 июля 1941 г.

Согласно приказу по строевой части 252 конвойного полка 24 июня 1941 г. из Смоленска в Грязовец отравился эшелон заключенных (так в документе), сопровождавшихся 81-м конвоиром под начальством лейтенанта Кателяна. Рассмотрим его историю подробнее.
Самое первое, что здесь вызывает недоумение, это пункт назначения. В Грязовце находился тогда только один лагерь, только системы УПВИ, обычных заключенных туда везти не могли никак. Разве только бывших польских пленных, переведенных в статус заключенных.
Второе - количество конвоиров, соответствовавшее примерно 600 конвоированным.
Однако пойдем по порядку рассматривать имеющиеся документы.

№89

1940 г., мая 23, Москва. — Отношение П.К. Сопруненко начальнику Главного управления конвойных войск НКВД СССР, комбригу В.М. Шарапову о снятии охраны Козельского, Осташковского и Старобельского лагерей в связи с отправкой всех военнопленных

Collapse )

Ведь это именно о них идет речь в следующем документе:
Collapse )

Обращение Н. С. Лебедевой с цифрами прямо виртуозное. Так, не сумев разыскать документов о дальнейшей судьбе 717-ти советских военнослужащих, освобожденных в 1940 г. из финского плена, она с простодушным лукавством милого дитяти заключила: были переданы УНКВД, следовательно, все расстреляны. Между тем, проделанное мною дополнительное расследование ( Замечания к примечанию ) показало, что казнено было лишь значительное меньшинство из них. И на этом прецеденте, "доказывающем" смысловую тождественность формулировок "передача УНКВД" и "расстрел", она выстроила целиком свою катыноведческую гипотезу.
Здесь же был применен тот же самый прием обращения с цифрами, но еще забавней. Лебедевой очевидно не удалось найти цифру действительно отправленных на 29 июля 1941 г. в Грязовец. Но приблизительно подходящей по размерам оказалась цифра численности наличного состава на тот день 252-го конвойного полка - 1224 чел., приведенная в записке капитана Цыбули. Ее и использовала. Может, на самом деле перепутала, может подтасовала. Да, ладно, неважно.
Все равно получилась на поверку просто умора.

Пленные поляки на строительстве Энгельгардтовской авиабазы

В 1928 году на месте бывших полей крестьян-единоличников стали строить аэродром, а примерно через два года – аэродром Боровское. При них находились небольшие гарнизоны, водокачки, столовые, бункера, складские помещения, 2-х и 3-х этажные кирпичные дома для военнослужащих и их семей. В строительстве участвовали жители Алексина, Шаталова и других близлежащих деревень.
Collapse )